Старообрядческая Церковь определилась со своим будущим
21 октября 2005 года

В качестве основных претендентов назывались епископ Донской и Кавказский Зосима (Еремеев) и епископ Корнилий, которых можно считать представителями разных точек зрения на развитие Старообрядческой Церкви – консервативной и либеральной. Однако, по мнению аналитиков, ни один из них не мог рассчитывать на необходимые для избрания 75% голосов.

После смерти митрополита Андриана местоблюстителем Митрополичьего престола стал архиепископ Костромской и Ярославский Иоанн (Витушкин). Если бы Собор не избрал нового Предстоятеля, понадобилась бы долгая процедура утверждения нового Устава, позволяющего избирать Митрополита простым большинством голосов. В этом случае архиепископ Иоанн продолжал бы возглавлять Церковь.

Однако старообрядцы не стали откладывать принятие важного решения на неопределенный срок. Более того – ожидаемого противостояния либерального и консервативного течений на выборах также не произошло. Митрополит Корнилий значительно опередил всех конкурентов, набрав в третьем туре голосования 159 голосов. Различие между консервативным и либеральным старообрядчеством – это прежде всего различие в отношении старообрядцев к светской власти и Московскому Патриархату.

Очевидно, что к Корнилию, преемнику митрополита Андриана, положительно отнесутся представители государственной власти. Курс, избранный предыдущим главой Старообрядческой Церкви, находил поддержку у государственных деятелей. Свидетельством чему является заметный интерес государства к прошедшему недавно празднованию 100-летия дарования старообрядцам свободы вероисповедания императором Николаем II. Стоит отметить, что Митрополит Корнилий имеет опыт диалога с властью – в годы, предшествующие его служению Церкви, он был депутатом Совета Орехово-Зуевского района Московской области.

Станислав Минин, "Независимая газета"